Поиск на сайте

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня54
mod_vvisit_counterВчера0
mod_vvisit_counterНа этой неделе54
mod_vvisit_counterПрошлая неделя0
mod_vvisit_counterЭтот месяц54
mod_vvisit_counterПрошлый месяц0
mod_vvisit_counterВсе дни263068
IMG_1940 IMG_1948
P9303154

Память. Её особенности. Развитие памяти.

Развитие познавательной способности детей. Память.

Особенности памяти детей младшего школьного возраста
Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако у младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Во время обучения в начальных классах дается много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. В начальной школе также необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.
К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.
У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.
Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники пред¬почитают дословное запоминание пересказу.
От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысли¬ванию учебного материала. Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте «память ребенка становится мыслящей» (Эльконин Д. В.).
К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и вос¬произведению смысла, существа материала, доказа¬тельств, аргументации, логических схем, рассужде¬ний. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от моти¬вации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться доль-ше, воспроизводиться точнее. Приемы запоминания способствуют развитию произ¬вольности. Сначала это многократное прочитывание всего материала, затем чередование прочитывания и пересказа.
Для запоминания материала очень важно опи¬раться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).
Часто считают самым эффективным сред¬ством прочного запоминания любого материала его повторение. Однако установлено, что большое коли¬чество повторений одного и того же материала вы¬зывает у детей скуку, потерю интереса. Следовательно, повторения должны быть разнообразными. Перед учениками должна ставиться какая-то новая учебная задача.
Даже правила, законы, определения понятий, ко¬торые надо выучить дословно, можно не просто «зазубривать». Для запоминания такого материала младший школьник должен понимать его суть, знать, зачем он ему нужен.
Установлено, что дети значительно лучше запо¬минают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент товари¬щеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, хорошую отметку.
Продуктивность запоминания повышает также ос¬мысливание запоминаемого материала. Пути осмыс¬ливания материала различны. Например, для удер¬жания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.
Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Затем картины следует заменить пе¬речнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?» и т. д.
Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.
Об индивидуальных различиях памяти младших школьников
Среди школьников нередко встречаются дети, ко¬торым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют за¬ученное, легко его воспроизводят.
Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.
Наиболее трудный случай — медленное запоми¬нание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приемам раци¬онального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим спе¬циальный режим, разумная дозировка учебных за¬нятий.
Очень часто плохие результаты запоминания за¬висят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.
Игровой тренинг для развития памяти у учащихся начального звена
Игры для развития памяти у детей младшего школьного возраста можно проводить в школе и дома, уча¬стниками таких игр становится ребенок и взрослые члены семьи. Если в семье несколько детей младшего школьного или подросткового возраста, то игры будут полезны для всех.

Игра «КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ»
Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произ¬носит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроиз¬вести большее количество слов, т. е. обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать не¬сколько раз.

Игра «КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ» (играем дома)
Дома игра будет выглядеть следующим образом: взрослый называет любое слово (например, яблоко), ребенок должен повторить это слово и назвать любое свое. Эти два слова повторяет взрослый и называет свое третье, ребенок уже повторяет три слова и называет четвертое и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок воспроизводит услышанные слова. Игру можно проводить несколько раз.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ, РИСУЯ».
Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.
Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот выиграл.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ, РИСУЯ» (ИГРАЕМ ДОМА)
Эта игра так же успешно может быть проведена роди¬телями. От взрослого, который выполняет роль ведущего, потребуется лишь заранее приготовить список из 20 слов, листок бумаги и ручку для ребенка. Взрослый последовательно будет называть эти слова ребенку, а тот должен как-либо зари¬совать названное слово. Потом взрослый просит ребенка по порядку назвать слова. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развита память.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА»
Игра проводится в парах.
Каждый из партнёров берет листок бумаги и пишет на листке 20 любых слов. Пока дети пишут, они должны запоминать эти слова. Дается ограни¬чение во времени — 1 минута.
Затем участники игры обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самим слова.
Число слов, которые воспроизведены, фиксируется. Ведущий определяет ребят, которые заняли 1-е, 2-е и 3-е места.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА» (играем дома)
Дома кто-либо из родителей просит ребенка записать на листке бумаги 20 слов, запоминая их. В этом случае развивается и зрительная, и двигательная память. Через 1 минуту взрослый должен прове¬рить, насколько хорошо ребенок запомнил напи¬санные им слова. Эту игру можно проводить 2—3 раза.

Игра «ЦВЕТА»
Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одного цвета (красного, зе¬леного, синего, желтого, черного, серого и т. д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, вы¬бывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.

Игра «ЦВЕТА» (ИГРАЕМ ДОМА)
Эта игра может быть организована дома родителями не¬сколько иначе. За 2 минуты ребенок должен назвать 10 предметов какого-либо предложенного взрослым цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т. д.).

Игра «ФОРМА ПРЕДМЕТОВ»
Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные и т. д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, обладающих названным признаком, выбывает из игры. Повторять уже на¬званные предметы не разрешается.

Игра «ФОРМА ПРЕДМЕТОВ» (ИГРАЕМ ДОМА)
В домашних условиях будет организована аналогичным образом: взрослый предлагает ребенку за 2 минуты назвать 10 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные, многогранники и др.).

Игра «ЧЕЙ ПРЕДМЕТ?»
Для проведения этой игры всех участников раз¬бивают на две команды.
Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил и в какой последовательности были положены предметы. Оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый.

Игра «ЧЕЙ ПРЕДМЕТ?»(ИГРАЕМ ДОМА)
Дома родителями эта игра может быть организована не¬сколько иначе. Опять-таки можно приготовить около 10 предметов. Раскладывая их на столе, взрослый обязательно должен сказать, кому принадлежит этот предмет (например, называет героев мульт¬фильмов, которых ребенок хорошо знает). Ребенок должен при этом запоминать, кому принадлежит какой предмет и в какой последовательности взрос¬лый их положил на стол. Затем просим ребенка рассказать, что он запомнил.

Игра «ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»
Для проведения игры все участники разбиваются на две команды. Один из участников (по желанию) будет изображать свой собственный портрет.
Все участники игры под руководством ведущего внимательно рассматривают этот портрет, стараются запомнить все детали.
Затем ведущий просит всех игроков отвернуться и вносит как можно больше изменений в этот портрет.
Затем из каждой команды к портрету должны подходить игроки по одному, чтобы исправить из¬менения.
Какая команда поправит больше изменений та и выиграет.

Игра «ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ» (играем дома)
В домашних условиях взрослый должен будет изображать свой собст¬венный портрет. Ребенок внимательно изучает пор¬трет, старается запомнить все детали. Затем взрос¬лый просит ребенка отвернуться и вносит в свой портрет как можно больше изменений. Ребенку дается задание исправить все внесенные взрослым изменения.

Игра «ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ».
Ведущий читает текст. Участники игры внима¬тельно слушают.
Пересказ начинают с любого из игроков. Далее — по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Игра «ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ» (ИГРАЕМ ДОМА)
При организации ее дома родителями будет выглядеть следующим образом: взрослый читает какой-либо рассказ. Ребенок начинает пересказ. Он говорит одно предложение, следующее предложение говорит взрослый, затем опять ребенок и т. д. Затем ребенку предлагают еще раз послушать рас¬сказ, затем дополнить пересказ.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ ТЕКСТ»
Участники игры делятся на две команды. Ведущий читает текст. Все участники игры вни¬мательно слушают, затем каждый на листке бумаги записывает то, что запомнил.
Члены каждой из команд обмениваются инфор¬мацией, восстанавливают текст по памяти.
Затем все участники игры обсуждают воспроизве¬денные тексты, сравнивают результаты.

Игра «ЗАПОМИНАЕМ ТЕКСТ» (ИГРАЕМ ДОМА)
Для проведения этой игры дома взрослый должен приготовить несложный рассказ, а также дать ребенку ручку и листок бумаги. Взрослый читает текст, ребенок должен его внимательно слушать. Затем просим ребенка записать 'все то, что он запомнил. Снова зачитываем текст и вместе с ребенком проверяем, как он запомнил, все ли правильно и точно.

Игра «УЧИМ ТЕКСТ НАИЗУСТЬ»
Участники игры разбиваются на две команды.
Каждому участнику игры раздается распечатанный текст.
Предлагается всем прочесть его, чтобы потом рас¬сказать наизусть. На работу с текстом дается 1 минута.
Каждой команде необходимо выделить желающих посоревноваться. Сначала выходит игрок первой команды, начинает рассказывать текст наизусть, до первой ошибки. Команда ведущего: «Стоп». Затем начинает наизусть рассказывать текст игрок второй команды, опять-таки до первой ошибки и т. д.
Таким образом определится игрок, который рас¬скажет больше других или воспроизведет весь текст. Он и будет победителем.

Игра «УЧИМ ТЕКСТ НАИЗУСТЬ» (играем дома)
Взрослый дома для проведения этой игры заранее готовит какой-либо текст, это может быть недлинный рассказ, например, Чарушина Е.И. 1 минута дается ре¬бенку на то, чтобы внимательно прочитать этот текст. Затем просим ребенка попробовать рассказать текст наизусть. Если ребенку сложно, он не справ¬ляется с заданием, то дайте ему возможность еще раз поработать с текстом.

Игра «ТЕКСТ И ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»
Учащиеся сидят в кругу. Ведущий читает текст, объясняет, что надо как можно лучше запомнить его. Пересказ будет происходить коллективно. Чтобы лучше запомнить, каждый из участников должен мысленно разделить текст на много маленьких частей, и вместо большого и подробного рассказа должен назвать имя существительное, которое в полной мере соответствует этому маленькому ку¬сочку. Причем каждый последующий участник игры повторяет существительное, названное другими иг¬роками и добавляет свое. Эта игра не только развивает память, но и учит школьников выделять главное в тексте, учебном материале, т. е. органи¬зовывать мышление и запоминание.

Игра «ПЕСНИ»
Основная цель этой игры — вспомнить как можно больше песен.
Первый участник поет куплет любой песни, второй должен вспомнить и спеть куплет другой песни, но в котором обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Третий припоминает и поет куплет из другой песни, который содержит хотя бы одно слово из пред¬ыдущей и т. д. Тот из участников, кто в течение одной минуты не может подобрать песни, выбывает из игры.

Игра «ПЕСНИ» (ИГРАЕМ ДОМА)
Дома взрослый играет вместе с ребенком. Начинает взрослый. Он поет какой-либо куплет песни. Ре¬бенку дается задание вспомнить и спеть куплет другой песни, но в котором обязательно должно прозвучать хотя бы одно слово из предыдущей песни. На обдумывание дается 1 минута. Если ребенок справляется с заданием, следующий куплет песни снова припоминает взрослый и т. д.

Игра «ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»
Игроки разбиваются на две команды.
Ведущий просит участников игры выбрать по представителю от обеих команд и жюри.
Представители команд танцуют в течение 15 се¬кунд. Члены каждой команды наблюдают за ними.
По сигналу ведущего представители каждой ко¬манды должны повторить движения танцора-против¬ника как можно точнее.
Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет сначала команду-победителя, а за¬тем и игрока, обладающего лучшей двигательной памятью.

Игра «ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ» (ИГРАЕМ ДОМА)
При организации данной игры дома взрослый должен выступить в роли танцора и в течение 15 секунд должен танцевать перед ребенком. Затем ребенок должен повторить движения взрослого как можно точнее. Взрослый оценивает двигательную память ребенка. Можно поступить и несколько иначе, показав какие-либо движения танца ребенку на видеокассете, а затем попросить его воспроиз¬вести эти движения.

СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫХ
Взрослые могут дать несколько советов младшим школьникам для того, чтобы дети пытались заняться тренировкой своей памяти:
1. Усталость и утомление — враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.
2. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение. При подго¬товке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сна¬чала успокойся.
3. Постарайся избавиться от лени. Лень — злейший враг памяти. Для лучшего запоминания нужна готовность к восприятию, интерес. По мнению К. Д. Ушинского, «причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое».
Вы здесь: | Родителям, детям | Советы родителям | Память. Её особенности. Развитие памяти.

fcior ege standart
pedsovet edu mon-gov
obnadzor dnevnik openclass